В одном из своих первых основательных интервью Юрий Красножан ответил на вопросы «Советского спорта».
«НЕ СУЖУ ЛЮДЕЙ СТРОГО»
— Юрий Анатольевич, весь декабрь вы были среди главных ньюсмейкеров российского футбола. Не утомила эта роль? Не хотелось случайно «забыть» где-нибудь мобильный телефон и не отвечать на звонки?
— Если честно, не знал, что был так популярен у журналистов. Телефон я отключить не могу — нужно постоянно быть на связи, решать текущие вопросы. Ньюсмейкером меня сделали вы, журналисты, поэтому мне было несложно.
— По моим ощущениям, вы как раз у абсолютного большинства игроков, болельщиков, специалистов вызываете симпатию. Как думаете, за счет каких качеств?
— Спасибо на добром слове. Есть хорошая фраза: «Относитесь к людям так, как хотите, чтобы они относились к вам». Этому принципу стараюсь следовать. Не сужу людей строго, принимаю такими, какие они есть.
— Мне кажется, в таком случае вам приходится часто разочаровываться в людях.
— Как раз нет. Например, после ухода из «Локомотива» даже ощутил, что друзей стало больше, чем раньше.
— Говорят, тренер — нервная работа. А вам спокойствие, по-моему, никогда не изменяет.
— Это внешнее спокойствие. Многое у меня вызывает живые эмоции — что-то расстраивает, что-то, наоборот, радует и вдохновляет. Но я считаю, что человеку не к лицу проявлять свои слабости. Тем более в публичной профессии. И поэтому мечтаю, чтобы мне приходилось заниматься только футболом, а не тем, что вокруг него.
— Каков Юрий Красножан в гневе? Бывает, что вы выходите из себя?
— Гнева нет. Возмущение — случается. Вслед за которым следует попытка понять: что было сделано не так, что нужно, чтобы избежать таких ситуаций в дальнейшем? Один правильный человек сказал: «За всё, что происходит, несем ответственность мы сами». Хорошее что-то произошло — значит, в этом есть наша заслуга, плохое — значит, есть наша вина.
«ОТПУСКА КАК ТАКОВОГО НЕ БЫЛО»
— Как вы расслабляетесь? Сидите с удочкой? Ходите на охоту? Играете в карты?
— Лучший способ отдохнуть — выспаться.
— В декабре был отпуск. Удалось?
— Отпуска как такового не было.
— То есть в Италии вы не только достопримечательности осматривали?
— Нет. Отдых совмещал с работой: отвечал на звонки, принимал решения. Такой расслабляющей атмосферы, в которой можно забыть о делах, не было.
— Контракт с «Анжи» вы подписали уже после возвращения в Россию. Но делами махачкалинского клуба начали заниматься уже на Апеннинах?
— Ни в коем случае. Просто есть цели, которые нужно перед собой ставить, чтобы прогрессировать. В Италию я ездил в Академию Хорста Вайна, точнее в ее филиал. Это большой теоретик футбола, автор многих книг, который приложил руку в том числе и к созданию академии «Барселоны», и я через итальянских друзей вышел на его соратников. Очень полезный опыт. Не исключаю, что мы сможем наладить сотрудничество с ними уже в рамках «Анжи».
— С махачкалинским клубом вы подписали пятилетний контракт. По-моему, самый длительный в вашей карьере. Чья это идея?
— Да, до этого подписывал в основном на год. Я бы и сейчас такой подписал. Но «Анжи» предложил пятилетний.
— Что хотите сделать за это время? Сделать «Анжи» чемпионом? Пошуметь в еврокубках?
— Пошуметь? — улыбается Красножан. — Забавное слово. Не знаю тренера, который, принимая команду, хотел бы где-то «пошуметь». Естественно, хочется побед на всех уровнях: титулов, трофеев, медалей. Причем сразу. Понимаешь, что это сложно, но стремление должно быть.
— Руководство «Анжи» поставило перед вами задачу на этот сезон?
— Однозначно надо бороться за то, чтобы подняться выше нынешнего седьмого места, попасть в зону еврокубков. При удачном стечении обстоятельств — завоевать медали.
«ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА "ПОКОПАЛСЯ" В ФУТБОЛЕ»
— Новый год как встретили?
— В Нальчике в кругу друзей. С сыном. Жалко, дочки не было.
— Что пожелали себе под бой курантов?
— Прежде всего — здоровья. Себе и всем близким людям. Ну и, конечно, успешной работы.
— Психологи считают, да и вы сейчас мимоходом заметили: если поставить конкретную цель, то идти к ней будет легче. Была ли у вас цель возглавить клуб Премьер-Лиги, когда вы пришли работать в дубль «Спартака-Нальчика»?
— Мальчишка в городе, где есть одна команда, всегда стремится в эту команду попасть. Мне удалось. Сначала как игрок, потом — как тренер. Но цель была — добиться всего именно со «Спартаком-Нальчиком».
— Ее можно считать достигнутой?
— Смотря с какой стороны посмотреть. Трофеев выиграть не удалось. Зато удалось помочь многим людям раскрыться, проявить себя, донести до их сознания, что всё реально. Это тоже важно.
— До 2010 года вы жили и работали только в Нальчике, если я не ошибаюсь. Переезд в Москву был стрессом?
— Стрессом это я бы называть не стал. Непривычные, возможно, неудобные ситуации возникали. Но в жизни наступил момент, когда требовалось что-то менять. Иначе можно было остановиться. Сейчас в Москве чувствую себя довольно комфортно.
— График жизни сильно изменился?
— Не сильно. Особенно из-за того, что последние полгода я проработал во второй сборной. Очень благодарен за эту возможность Сергею Александровичу Фурсенко. Появилось больше времени для аналитики, для того, чтобы «покопаться» в футболе. Не впопыхах, а вдумчиво. Плюс у нас сложился отличный тренерский штаб. Настоящие соратники.
«ЖИРКОВ ПОЛЕЗНЕЕ В ПОЛУЗАЩИТЕ»
— В Интернет, вы говорите, не заглядываете. А я заглянул. На сайте поклонников «Анжи» «Дикая дивизия» сейчас разгорелась жаркая дискуссия: стоит ли переживать по поводу ухода Балажа Джуджака в «Динамо». Можете успокоить болельщиков? Его ведь наверняка продали с вашего согласия…
— Решение принималось руководством еще до меня. И мне, наверное, не совсем корректно будет его обсуждать.
— Уход Джуджака развязывает руки Жиркову. Но он, по сути, остался без конкуренции. Правильно ли это?
— Не соглашусь. У нас есть конкуренция и на правом фланге, где способны сыграть Махач Гаджиев и Алексей Иванов, и на левом, где, кроме Юры, может играть Шамиль Лахиялов. На любом из флангов способен сыграть Карсела-Гонсалес.
— Знаю, что Жирков в 100 случаях из 100 предпочтет выйти в полузащите, а не на месте левого защитника, как в сборной. Вы обсуждали с ним его роль в команде?
— Обсуждали. Скажу так: я считаю, что он может быть более полезным в средней линии. И не обязательно на левом фланге.
— Габулов — первый номер «Анжи»?
— Думаю, Володя входит в пятерку лучших российских вратарей. Но в то же время нельзя не заметить прогресс Жени Помазана. Поэтому мы договорились, что всё начинаем с чистого листа. И кто проявит себя на сборах, и с кем себя будет чувствовать спокойнее команда, тот и займет место в воротах в первом весеннем туре.
«ПРОТИВОСТОЯНИЕ С ХИДДИНКОМ — МНИМОЕ»
— Вашему самолюбию льстит, что в споре за пост наставника «Анжи» вы обошли самого Гуса Хиддинка?
— Я ничего не сделал, чтобы выиграть это мнимое противостояние. Это вовсе не признание моих заслуг, которых по большому счету еще и нет. Это решение руководителей футбольного клуба «Анжи». А льстит ли оно мне — я не задумывался.
— Ваш приход люди расценивают как поворот селекции в сторону российских футболистов. «Анжи» теперь не будет делать ставку на легионеров?
— Я расцениваю нынешнюю ситуацию так: акционеры клуба дали шанс тренеру Красножану. Цель — добиваться с клубом успехов. Какой паспорт при этом будет у игроков — не важно.
— Только что в Интернете прочитал новость об интересе «Анжи» к 35‑летнему Зеедорфу. Судя по вашим словам, она может быть правдой.
— Живите реальной жизнью! На сборе с «Анжи» нет Зеедорфа. Обсуждать то, чего не случилось, не имеет смысла.
— Вы работаете в РФС — какова там позиция по лимиту на легионеров? Считается, что у «Анжи» будут с этим проблемы.
— У РФС гибкая позиция по поводу лимита. Плюсы и минусы его всем известны. Кому-то он помогает, кого-то расслабляет. Это очень сложный и долгий разговор. Но я понимаю, о чем вы хотите спросить. «Анжи» было бы выгодно смягчение лимита.
— Есть мнение, что Фурсенко порекомендовал вас в «Анжи». Как он на самом деле отнесся к вашему совмещению?
— Сергей Александрович выразил поддержку и понимание. До июня, когда пройдет игра со сборной Англии, составленной из футболистов до 23 лет, у второй сборной матчей не будет. Тренерский штаб продолжает работу — и в феврале на Кипре просмотрит матчи на Кубок ФНЛ. По Премьер-Лиге предварительная работа уже проведена, теперь охватим и первый дивизион.
— Матч с англичанами пройдет в рамках International Challenge Trophy, в котором вторая сборная планировала принять участие?
— Да. Проведем его в одном из российских городов. Каком — пока уточняется.
— Что дальше? Будете совмещать?
— Мне бы хотелось. Это интересно. Но лишь если одна работа не будет мешать другой.
«КЕМ БУДЕТ РОБЕРТО КАРЛОС — РЕШАТЬ НЕ МНЕ»
— Знаю, вы уже успели пообщаться с Это’О и Роберто Карлосом…
— Да. С Роберто мы вообще целых пять часов летели из Москвы в Эмираты. Успели поговорить.
— Что он думает о своей роли в команде? Остается ли он игроком или сосредоточится на тренерской деятельности?
— Представьте, это мы не обсуждали. Не только я буду решать, кем будет Роберто Карлос в «Анжи». На данный момент он тренируется с командой и выполняет и определенные менеджерские функции.
— Алексей Игонин недавно задал животрепещущий для себя вопрос Это’О: что он на самом деле думает об уровне нашего футбола. И якобы Это’О оценил этот уровень как «слабый». Неужели камерунский нападающий еще не проникся прелестями чемпионата России?
— Насколько я знаю, тут произошли так называемые трудности перевода. Не думаю, что Самюэль низко оценивает чемпионат России — иначе он бы в нем не играл. И по его отношению к делу за те три дня, что мы вместе работаем, могу сказать: он воспринимает «Анжи» и свою роль в команде очень серьезно. То же самое повторю и в отношении Роберто Карлоса.
— Как долго вам нужно наблюдать за игрой команды, чтобы в голове сформировались мысли: здесь нужно подвинтить, тут подправить?..
— Мысли появляются сразу. Но если ты не работаешь в команде, то какой в них толк? Перед тем как что-либо менять и подправлять, нужно четко всё взвесить и продумать, обсудить с тренерским штабом.
— Однако вы сейчас работаете в «Анжи». Много матчей махачкалинцев пересмотрели в отпуске?
— «Анжи» заметно преобразился в концовке сезона. Поэтому точкой отсчета я взял поединки с «Зенитом» и ЦСКА, в которых команда взяла четыре очка. Но, естественно, внимательно изучил и предыдущие матчи.
— Судя по тому, сколько времени на первом сборе уделяется тактике, теперь «Анжи» всё равно будет играть по-другому.
— Я надеюсь, что лучше и результативнее. И если получится, то это не будет моей заслугой — это будет плод совместной работы всех людей, причастных к клубу и команде.
— Некоторые эксперты как раз считают, что до вашего прихода «Анжи» был только «проектом» и лишь теперь станет «командой». Что скажете?
— Поживем — увидим.